Новости


Миллион гектаров безвозмездно

08.09.2008

Правительству Российской Федерации в скором времени поступит предложение, от которого оно не сможет отказаться. По крайней мере, так уверены в РЖД. В рамках делового соглашения они хотят внести изменения в законодательство и получить в собственность 1 миллион га (ныне находящихся в аренде ОАО)... безвозмездно. Взамен предлагается освоение и развитие территорий. Дочерняя компания ОАО «РЖД» - «Желдорипотека» - предлагает пересмотреть соглашение между федеральными властями и железнодорожниками, подписанное 5 лет назад.

ОАО «РЖД» планирует внести в свой уставный капитал более миллиона гектаров земли, на которых расположено 405 тысяч объектов недвижимости, принадлежащей железнодорожникам. Об этом на выставке инвестиционных проектов ProEstate в четверг заявил начальник департамента управления имуществом «Желдорипотеки» (100-процентной дочерней структуры монополиста) Даниил Петров. Для этих целей, предполагает он, будет внесено изменение в российское законодательство — постановление правительства №233, а после этого предполагается, что все земли, на которых расположены железнодорожные объекты, отойдут в собственность монополиста. Сейчас у ОАО с правительством действует договор аренды этих земель и зданий сроком на 49 лет. Много, но для реализации амбициозных проектов этого мало, - уверены в РЖД.

По мнению руководства «Желдорипотеки», 5 лет назад, когда министерство путей сообщения преобразовывалось в коммерческую структуру, был составлен договор, который в настоящее время «морально устарел». Сейчас, когда развитие страны идёт семимильными шагами, необходимость в развитии территорий, занятых сейчас РЖД, видна невооружённым глазом. Гендиректор «Желдорипотеки» Виталий Вотолевский даже привёл абстрактно-наглядный пример такого использования: «Представьте: центр крупного города-миллионника. Стоит деревянная постройка конца 19 века, занимающая 24 гектара. По факту, через это помещение в сутки проходит 6 вагонов. Рационально? Нет. Я, кстати, специально не называю город. Просто такая ситуация сложилась в нескольких населённых пунктах и она далеко не единична».

Кстати, на неиспользуемых территориях уже подготавливается почва (в прямом и переносном смыслах) под реализацию нескольких инвестиционных проектов. Самый крупный — московский проект под названием «Поклонка парклайн». Генеральный директор компании-инвестора предоставил на всеобщее обозрение красочный проект, в соответствии с которым с территории между Киевским вокзалом и мемориалом на Поклонной горе в Москве вдоль железнодорожных путей исчезают гаражный комплекс и хладокомбинат, сама дорога вместе с сортировочной станцией перестраивается, а над ними на бетонных сваях вырастает целый квартал - с жильём, офисами и развитой инфраструктурой. По данным компании-инвестора, стоимость реализации такого проекта составляет 90 миллиардов рублей; из них 11 уйдут на переустройство железнодорожной инфраструктуры и ещё 10 на перекрытие путей.

Для того, чтобы получить в собственность более миллиона гектаров федеральной земли, требуется менять федеральное законодательство. Проект по его изменению предоставят в ближайшее время, - говорят бизнесмены. Правда, отмечают: подобные вопросы «наверху» решаются очень долго. Последнее распоряжение (о продаже нескольких вагонных депо), например, подписывалось в течение 8 месяцев.

По мнению Даниила Петрова, в российском правительстве найдутся как сторонники, так и противники этого решения. Причём первые будут в большинстве, а последними, по его мнению, выступят силовые структуры: «Однако в правительстве должны понять, что подобное решение принесет им гораздо больше выгоды, нежели то положение дел, которое мы имеем сейчас», - заявил он. Кроме того, предполагается, что во время внесения изменений в законодательство, которое определяет собственника всех территорий, отдельным пунктом будут обсуждаться нужды армии. Большая часть «нерациональных земель», находящихся в федеральной собственности, «отпугивает» потенциальных инвесторов, уверяют в «Желдорипотеке», а при передаче земель в собственность монополиста эти участки будут развиваться, а не простаивать, как это происходит сейчас; да и передача собственности чисто формальная, ведь 100% акций ОАО «РЖД» принадлежит правительству РФ.

Железнодорожники не скрывали своих амбиций, связанных с возможным новым приобретением. «У нас есть программа, утверждённая правительством, в соответствии с которой мы обязуемся построить несколько тысяч километров новых железных дорог. Откуда нам брать средства? Надо как-то зарабатывать. И вот инвестиционные проекты позволят нам сделать это», - заявил Петров.

Кстати, это не единственный «грандиозный план» РЖД. Так, 1 сентября во время лекции, которую президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин читал студентам Петербургского государственного университета путей сообщения, было заявлено, что российское акционерное общество вложилось в развитие железных дорог Монголии в размере 200 миллионов рублей. «Как нам возместить такие траты?- задал вопрос Якунин и тут же на него ответил. - Мы заключаем соглашение с монгольским правительством и бизнесменами и будем развивать территории государства, богатые природными ресурсами».

Стоит напомнить, что в этом году была принята стратегия развития железнодорожного транспорта РФ. В соответствии с принятой программой общий объем инвестиций в развитие железнодорожного транспорта до 2030г. составит 13 трлн 780,2 млрд руб. Инвестиции в железнодорожный транспорт общего пользования составят 10 трлн 661,2 млрд руб (77% от общего объема инвестиций), в промышленный транспорт - 3 трлн 119 млрд руб. (23%). Доля федерального бюджета в данной стратегии – 20%, субъектов РФ - 5%, частные инвестиции - 75%, в том числе ОАО "Российские железные дороги" - 5 трлн 879 млрд рублей.

Специалисты «Агентства развития и исследования недвижимости» рассказали о том, что пока о стоимости земли, находящейся в аренде у «РЖД», говорить очень рано. Дело в том, что используемые территории и зоны отчуждения, прилегающие к ним, сложно оценивать — пока непонятно, как они могут использоваться. Мало того, все земли железнодорожников даже не размежёваны и процесс учёта миллиона гектар займёт годы. Кроме того, всё зависит от того, в каком регионе эта земля находится. Однако, как только начнётся реализация хотя бы одного инвестиционного проекта, стоимость земли станет абсолютно прозрачной и будет увеличиваться каждый день.

Александр Фролов
Фонтанка.ру


 

Комментарии

Пока нет комментариев

Прокомментировать

Обратите внимание, Вы не авторизованы. Ваш комментарий будет размещен от имени Гостя.
Вы не сможете удалить свой комментарий.
Введите цифровой код, указанный на картинке

Сентябрь 2017
 
Пн   4 11 18 25
Вт   5 12 19 26
Ср   6 13 20 27
Чт   7 14 21 28
Пт 1 8 15 22 29
Сб 2 9 16 23 30
Вс 3 10 17 24  
 Показать последние новости