Напрасно петербуржцы ждут активизации торговли разливным молоком — прямо из совхоза. Молоком, не прошедшим стерилизацию, пастеризацию, без добавления консервантов, красителей и каких-либо «ароматизаторов, идентичных натуральным». Но шум, поднятый СМИ после бурного недовольства Валентиной Матвиенко отсутствием совхозных бочек в городских дворах улегся, а чиновники и не собираются исправлять ситуацию.
«Нам не поступало никаких распоряжений от губернатора об организации выездной торговли разливным молоком, - «порадовал» пресс-секретарь Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Александр Сажин. По его словам, распоряжение, поступившее недавно в Комитет, предписывает выездную торговлю с машин организовать, но... только фасованым товаром — тем самым, которое лежит на магазинных полках.
«Это Валентина Ивановна просто свое детство вспоминала», - разъяснил он источник происхождения слухов о скором появлении на улицах города молочных цистерн.
По данным КЭРППиТа, в городе сегодня действует 70 точек, торгующих разливным молоком — все они находятся в спальных районах, но точные сведения по каждому району в Комитете представить не смогли, только заверили, что в центральных районах города нет ни одной цистерны.
«Фонтанка» попыталась самостоятельно найти данные о количестве бочек. Вот результат:
Выборгский район - 17
Красносельский — 3
Василеостровский — 0
Петроградский — 0
Центральный — 0
Адмиралтейский — 0
Колпинский — 0
Фрунзенский — 0
Кировский — 0
Кронштадтский — 0
Пушкинский — 0
Петродворцовый — 0
Курортный — 30
Данных по Московскому , Калининскому, Приморскому и Невскому районам добыть не удалось: их чиновники, отвечающие за потребительский рынок, то ли находятся в отпуске, то ли пребывают на больничном — во всяком случае, на рабочем месте никого застать не удалось в течение трех рабочих дней. Видимо, оставшиеся 20 молочных источников распределены по этим четырем, прямо скажем, немаленьким районам.
«У нас заключен договор с совхозом «Пригородный». Разливное молоко продается, в основном, на наших отдаленных окраинах — в Парголово, в Шувалово, в районе Поклонной горы , - рассказали в отделе потребительского рынка администрации Выборгского района. -. Самый близкий к центру адрес — это проспект Энгельса». По словам представителя администрации, производитель выбирал адреса сам — те, которые были ему удобны и ориентировался, главным образом, на транспортную доступность.
Только в сентябре бочки с молоком должны появиться в Пушкинском и Колпинском районах — сюда планирует поставлять свою продукцию совхоз «Детскосельсский». «Сейчас у нас свои трудности — нужно подготовить бочки, оборудование для стерилизации, чтоб все было на уровне, - пояснили в правлении совхоза. - А уже в сентябре начнем, наверное». В расширении географии своих поставок совхоз не заинтересован: «Мы выбираем районы поближе, молоко нельзя везти далеко», - пояснили производители.
В Красносельском районе администрация заключила договор с совхозом «Верево».
«Нам не поступило ни одной заявки ни от одного совхоза, - сообщили в отделе потребительского рынка администрации Василеостровского района. - Совхозы не хотят к нам ехать, им это невыгодно. Во-первых, далеко; во-вторых, транспортная ситуация очень тяжелая, а стоять с молоком в пробке — это добиться того, что товар придется выливать». В администрации уверены, что торговля разливным молоком в районе так и не будет налажена. Правда, ссылки на пробки уместны лишь отчасти: торговля натуральным продуктом еще с советских времен начиналась рано, - с восьми утра, бочка должна быть на месте и того раньше. О каких пробках в это время может идти речь?
Но если для центральных районов города справедливо хотя бы утверждение, что они они удалены от совхозов, то ситуация в Петродворцовом районе просто необъяснима. «К нам не обратился с заявками ни один производитель», - пояснили в отделе потребительского рынка администрации этого района. Какие-либо соображения насчет загадочного поведения производителей молока у чиновников отсутствуют.
К слову, районные власти не очень-то и заинтересованы в торговле разливным молоком, мотивируя это заботой о благе горожан: контроль-де за санитарным состоянием бочек будет недостаточным. «Понимаете, - объяснили корреспонденту «Фонтанки» в администрации Василеостровского района. - Бочки - это все-таки оборудование, требующее особо тщательной мойки, стерилизации. А у нас уничтожены все эти службы, и теперь остается только полагаться на ответственность производителя и благоразумие населения, причем на последнее надежды нет — люди все равно будут пить сырое молоко. Так что — и слава Богу, что у нас из бочек не торгуют».
В Роспотребнадзоре «Фонтанку» успокоили: их специалисты прямо сейчас проводятся плановые проверки всех торговых точек во всех тех районах, где они есть. Проверке подлежат и санитарное состояние бочек, и продавцов, и подлинность санитарных книжек.
«Всё проверяем, полностью», - устало вздохнули в пресс-службе.
Организация процесса торговли разливным молоком следующая: производитель (обычно это совхоз), у которого есть в наличии бочки, а также оборудование для их стерилизации, заключает договор с районной администрацией; та, в свою очередь, предоставляет на выбор несколько адресов, по которым можно организовать выездную торговлю. Схема легка в исполнении.
По данным предварительной сельскохозяйственной переписи КЭРППиТа сельскохозяйственный комплекс только Санкт-Петербурга насчитывает 12 крупных и средних сельскохозяйственных организаций, 14 малых сельскохозяйственных организаций, 3 крестьянских (фермерских) хозяйства и 6 индивидуальных предпринимателей. И это без учета области.
Вопрос о том, что надо бы начать в Петербурге торговать разливным молоком, с воодушевлением обсуждался http://www.fontanka.ru/2008/04/22/093/ на заседании городского правительства еще в апреле. Не секрет: живой продукт гораздо полезнее пакетов, содержимое которых представляет собой стерилизованную взвесь сухого порошка и воды (а при скисании она и вовсе пахнет химикалиями). Вот только где же найти того бизнесмена, который отказался бы от производства молочных продуктов (многие из которых могут храниться от месяца до полугода) в пользу пусть и натурального, и вкусного, но быстропортящегося продукта. По цене, кстати, от 16 до 25 рублей за литр.
Кира Обухова,
Фонтанка.ру