Петербуржцам выгоднее добраться самолетом до Нью-Йорка, чем до Владивостока. В прошлом году авиакомпании России перевезли 45 миллионов человек. Но согласно статистике последних лет, практически половина пассажиров на наших лайнерах – иностранцы. Для большинства россиян путешествия на самолетах являются непозволительной роскошью. Из чего складывается цена на авиабилет и кто не пускает дешевых перевозчиков в нашу страну?
Цены поднялись выше самолетов
По мнению экспертов, в Сибири и на Дальнем Востоке уже выросло целое поколение, никогда не выбиравшееся в центральную часть страны и видевшее столицу Родины только по телевизору. Это и неудивительно, если цена авиабилета в два-три раза превышает среднюю заработную плату в этих регионах.
На сложившуюся ситуацию неоднократно обращали внимание высокопоставленные чиновники, высказывались идеи дотирования внутренних рейсов. Но дальше разговоров пока дело не идет. Цены на билеты неуклонно ползут вверх. Только в этом году они увеличились на 20 - 30 процентов по сравнению с 2007 годом.
Одна из причин дороговизны билетов у российских авиаперевозчиков - устаревшие самолеты. Они изначально требуют больших вложений в свое содержание. Ведь ТУ, АНы и ИЛы конструировались и производились еще в СССР. Об экономичной эксплуатации тогда не очень задумывались. К тому же машины стареют, и ремонт им необходим все чаще. Естественно, все эти издержки покрываются из карманов пассажиров.
И Путин им не указ
Сами авиакомпании объясняют заоблачные цены на билеты космическими ценами на керосин. И это, пожалуй, главная проблема, ведь стоимость горючего составляет порядка 40 процентов цены билета.
Несмотря на то, что в нашей стране недостатка в нефтепродуктах не наблюдается, керосин у нас чуть ли не самый дорогой в мире. И продолжает дорожать невероятными темпами - с ноября прошлого года, когда случился резкий скачок, он уже прибавил в цене порядка 70 процентов. Одна тонна сейчас стоит более 1530 долларов. В то время как в соседних европейских странах он обходится всего в 1270 долларов и в последние месяцы даже подешевел более чем на 100 долларов. В итоге отечественным авиакомпаниям дешевле заправляться за границей, что, естественно, не всегда возможно.
Но почему же дорожает керосин? Буквально недавно вице-премьер Владимир Путин на совещание в Северодвинске обратил внимание на эту проблему. Его возмутил сговор нефтяных компаний, которые дружно задрали цены на авиатопливо. После этого заявления Федеральная антимонопольная служба начала проверки крупнейших нефтедобывающих компаний. Керосин ненадолго подешевел на 2 процента. Но это же капля в море, и на стоимости билетов снижение цены топлива не отразилось. Видимо, даже Путин не в силах бороться с этим злом.
В результате на днях российские туроператоры сообщили, что вынуждены в очередной раз поднять цены на путевки. Это уже третье за лето подорожание. Так что в итоге дорога на популярные зарубежные курорты за последние два месяца стала стоить на 30 - 50 процентов больше. А заграничные полеты, в том числе на отдых, составляют половину от общего их числа.
Дешевые билеты только у дискаунтеров
В отличие от России Европа и Америка уже давно летают по дешевке. Первопроходцем была американская компания Southwest Airlines. Ее владельцы первыми додумались, как можно снизить расходы на авиаперевозки, а следовательно, уменьшить цену билетов и привлечь пассажиров. Например, они использовали только «Боинги» - это сокращало затраты на обслуживающий персонал (не нужны были специалисты по разным типам самолетов). И летали Southwest Airlines только на небольшие расстояния, успевая сделать за день несколько рейсов.
В 1992 году американский опыт начали перенимать европейцы. Сейчас в Европе уже более сотни компаний-лоукостеров или дискаунтеров, предлагающих низкие тарифы на перелеты. Например, из Чехии в Англию, то есть почти через весь континент, можно найти билет всего за 20 евро. А из Европы в США - за 100 евро.
В жертву принесен комфорт - на борту никаких обедов, дармового алкоголя, даже кино не показывают. И это лишь самые очевидные недостатки дискаунтеров. Есть и более серьезные минусы, которые должны хоть немного подсластить россиянам горькую зависть к европейским ценам. Если рейс задерживается или отменяется, с пассажирами никто возиться не будет. Действительно, дешевые билеты можно купить только по Интернету, причем очень задолго до вылета на рейс, в неудобное время в середине недели. К тому же, создав себе репутацию, лоукостеры не гнушаются задирать цены в праздники и выходные. В такие дни их услуги по стоимости почти не отличаются от обычных авиаперевозчиков, а иногда и превышают их.
Россияне возвращаются в небо
Несколько лет назад европейские лоукостеры начали проникать и на российский рынок. С десяток компаний начали торговать в нашей стране дешевыми билетами. Однако вместо того, чтобы поддерживать это начинание и стимулировать отечественных перевозчиков равняться на Запад, Федеральная антимонопольная служба, наоборот, защищает наши компании, требуя от дискаунтеров повышать свои расценки. И все же их билеты дешевле. Например, из Петербурга в Берлин на самолете российских авиалиний можно долететь почти за 9 тысяч рублей. А немецкие Germanwings предлагают тот же маршрут за 3760 рублей. Это 160 долларов - дороговато для Европы, но по нашим меркам просто находка.
А в прошлом году появились и два первых российских дискаунтера - Sky Express и Red Wings. Правда, пока у них не много льготных направлений. Из Петербурга, например, со Sky Express можно улететь только в Москву, а уж оттуда добираться дальше. В итоге скидки почти не заметны.
Чтобы хоть как-то приобщиться к мировой выгоде, многие питерские путешественники придумали свой выход. Они добираются до Финляндии. А уже оттуда летят дискаунтерами в любую точку мира.
Еще одна наша отличительная черта: в Европе в межсезонье авиакомпании обычно снижают цены на билеты, привлекая запоздалых отпускников, в России все наоборот. Как раз когда снижается пассажиропоток, перевозчики вынуждены набавлять стоимость перелетов. Иначе им просто не расплатиться с поставщиками горючего, которого нужно определенное количество независимо от того, сколько людей на борту.
В сложившейся ситуации удивляет только одно. Несмотря на неимоверные цены, устаревший авиапарк, часто сомнительный сервис и явную ненадежность многих самолетов, рынок авиаперевозок в России неуклонно растет. Обвал случился в 1991-м. Тогда самолеты перевезли чуть ли не в два раза меньше россиян, чем в предыдущем 1990-м. До 2000-го число пассажиров уменьшалось и дошло до 20 миллионов в год. Потом начался подъем отрасли. Он хоть и не такой показательный, как рост цен на керосин, но все же стабильный.
История вопроса
Самая летающая страна в мире
«Летайте самолетами «Аэрофлота» - советовала реклама всем советским гражданам. И все летали и именно на самолетах «Аэрофлота». Потому что других не было, но зато билеты стоили по-божески. Средняя зарплата в 80-е годы составляла 100 - 150 рублей, а долететь из Ленинграда в Москву можно было за 14 рублей, в Самару или Ростов - за 34, в Сочи - за 42. Билет до Архангельска из того же «Пулково» стоил 20 рублей, до Мурманска и Киева - 27, до Воркуты - 43. В Алма-Ату уже подороже - 72 рубля, а в Ташкент - 68. Были рейсы даже в Ленинградскую область, в Выборг, например, - 7 рублей (как в Великий Новгород) или в Бокситогорск — 11.
До перестройки аэропорты были практически в каждом райцентре. «Гнездились» там «кукурузники», и разбегались они зачастую лишь по грунтовой полосе, но народ перевозили исправно. Дело доходило до того, что в годы тотального дефицита домохозяйки могли позволить себе слетать за редкими продуктами не то что в соседний город, даже в другую республику. В результате в последнем докризисном 1990 году пассажирская авиация СССР перевезла 142 миллиона пассажиров. Из них 91 миллион приходился на жителей России (без учета других республик). Сейчас большинство маленьких аэропортов разрушены. За последние 16 лет Россия потеряла более тысячи аэродромов. Сейчас их осталось порядка 350.
Сравните
Сколько стоит авиабилет
Из Санкт-Петербурга (цены российских авиакомпаний), руб.
Россия: - Москва - 3055
Россия - Владивосток - 34 935
Россия - Сочи - 7987
СНГ:Россия - Астана - 8870
Россия - Киев - 7775
Россия - Ташкент - 9128
Мир: Россия - Париж - 12 485
Россия - Нью-Йорк - 32 815 (цена компании «Аэрофлот»)
Россия - Пекин - 21 573
Из Берлина (цены компании AirBerlin)
Берлин - Санкт-Петербург - 84 евро (около 3000 руб.)
Берлин - Париж - 149 евро (около 5400 руб.)
Берлин - Нью-Йорк - 334 евро (около 12 200 руб.)
Елена Михина