Скандал в Михайловском театре: премьеры не будет

Город
15.09.2008
Ещё в прошлом году городские власти анонсировали небывалые торжества по поводу празднования в нынешнем сезоне 175-летия со дня основания Михайловского театра. Однако открытие сезона ознаменовалось чрезвычайным происшествием: объявленная новая постановка оперы Чайковского «Евгений Онегин» отменена за три дня до премьеры.

Подобного скандала театр не знал за свою 175-летнюю историю. Дело в том, что любая оперная постановка – это процесс, отработанный уже на протяжении столетий: сначала художник представляет театру макет грядущего спектакля, а режиссёр поясняет труппе свою концепцию – ну, а затем приступают к репетициям артисты, которых до того на свои роли назначило и утвердило художественное руководство театра, иными словами – главный дирижёр и завоперной труппой. Таким образом, если спектакль, как говорится, принят к постановке, то процесс всегда доходит до премьеры.
Однако в Михайловском театре с определённого времени нет главного дирижёра, а все художественные решения принимает бизнесмен Владимир Кехман, ныне с огромным удовольствием освоивший роль генерального директора театра. Но, к сожалению, театр с некоторых пор все чаще упоминается не только в «культурных» рубриках и разделах светской хроники, но и с пометкой «скандалы». Достаточно вспомнить историю с отменой «Орестеи» в постановке Александра Сокурова, последовавшее затем увольнение главного дирижёра Андрея Аниханова – или не столь нашумевшие отмены намеченных ранее «Тоски», «Кармен», «Вертера» (о них говорили и Владимир Кехман, и Елена Образцова); «Бориса Годунова» в постановке Андрея Могучего – причём в последнем случае был уже изготовлен макет постановки, а для «Орестеи» вовсю шли музыкальные репетиции. Скандалы, так или иначе связанные с деятельностью Кехмана, вспыхивают постоянно – будь то возможный снос Фрунзенского универмага или организация движения на площади Искусств.

Что же произошло в театре на этот раз? Видимо, по мнению администрации Михайловского, в России для «Онегина» дирижёра не нашлось – и был приглашён румынский дирижёр (швейцарец «по паспорту») Ион Марин. Он является музыкантом достаточно востребованным и занятым, а посему договориться с ним удалось лишь на один спектакль (именно из-за занятости Марина открытие сезона перенесли с 18 на 16 сентября).

Спектакль Михайловского театра планировался, как реконструкция знаменитой постановки «Евгения Онегина», созданной К. С. Станиславским в процессе работы с участниками оперной студии Большого театра в 1922 году. Для возрождения постановки Станиславского на петербургской оперной сцене (как сообщалось в пресс-релизах театра, «нового этапа в жизни спектакля») был приглашён маститый режиссер, профессор Михаил Дотлибов, уже имевший успешный опыт возобновления этого спектакля на сцене венской «Каммер Опер» и других сценических площадках Европы – этот опыт был с восторгом встречен критикой Германии, Австрии, Англии и США. Михаила Дотлибова даже называли «учеником Станиславского».

Однако спектакль Станиславского, родившийся в тяжёлое время (гражданская война, разруха, голод), невзирая на внутреннюю гармоничность и художественную цельность, поражавшую современников, имел очень много купюр и шёл практически без участия хора. Об этом дирижёра никто не информировал – более того, ему почему-то «забыли» рассказать о том, что это не очередная «дежурная» постановка «Онегина», а реконструкция исторического спектакля. И по приезду музыканта разразился скандал. Маэстро Марин никак не мог взять в толк, почему в России, в российском театре, отсутствуют хоры и сделаны иные купюры. На все разговоры о Станиславском он говорил, что не меньшее уважение имеет к П. И. Чайковскому и его партитуре. Возник конфликт дирижёра и режиссёра; дирижёр решил сам «развести» некоторые мизансцены, а Владимир Кехман в свойственной ему манере «волевым» и непринуждённым решением… «уволил» режиссёра. Директор Михайловского театра заявил, что причиной отмены стало то, что «режиссер Михаил Дотлибов не смог справиться с поставленной задачей» (интервью с режиссёром читайте в ближайшее время на «Фонтанке»).

«Доставлять» спектакль принялись завоперной труппой Елена Образцова и Ион Марин – и постановка тут же затрещала по всем швам. Более того, дирижёр выразил неудовольствие выбором многих солистов… Тут уже рассыпалось решительно всё: театр покинули оскорблённые режиссёр и дирижёр, а г-ну Кехману не осталось ничего иного, как только сообщить прессе о небывалом позоре театра: отмене премьеры и открытия юбилейного сезона. На краткой пресс-конференции, где и анонсировалась отмена спектакля, Елена Образцова выглядела подавленной и сказала, что это – «травма для меня и для артистов». А когда кто-то из журналистов спросил, случались ли за время её продолжительной певческой карьеры подобные случаи, она смогла вспомнить лишь одну отмену – но это случилось в Ла Скала из-за болезни Монтсеррат Кабалье, и публика предпочла получить деньги назад и не слушать спектакль с заменяющей Кабалье певицей. Образцова также пообещала, что «Онегин» будет поставлен в марте 2009 года, когда исполнится 130 лет со дня премьеры оперы Чайковского – но, честно говоря, верится в это уже с трудом.

Театр обещает вернуть деньги за проданные на спектакли 16 и 20 сентября билеты в течение двух недель.

Кирилл Веселаго,
Фонтанка.ру


 

Комментарии

Пока нет комментариев

Прокомментировать

Обратите внимание, Вы не авторизованы. Ваш комментарий будет размещен от имени Гостя.
Вы не сможете удалить свой комментарий.
Введите цифровой код, указанный на картинке

Разделы статей
Интересное
Актуальное
Город
Интересные люди
Отдых
Криминал
Банкротство физических лиц и предприятий
Обзоры СМИ
Законодательство
Новости о банкротстве
Новости банкротства
Кредит
Финансы
Работа
Строительство
Перепланировка
Ремонт

Сентябрь 2008
 
Пн 1 8 15 22 29
Вт 2 9 16 23 30
Ср 3 10 17 24  
Чт 4 11 18 25  
Пт 5 12 19 26  
Сб 6 13 20 27  
Вс 7 14 21 28  
 Показать последние статьи