Трижды проклятое наследие

Город
17.10.2008

Источник Бюллетень Недвижимости | Автор Вячеслав Костров

.Городская власть, как законодательная, так и исполнительная, уверяют нас, что в недалеком будущем в Петербурге почти не останется коммунальных квартир. Возможно, что так оно случится. В любом случае очень хочется верить, что это хорошо нам известное обещание станет последним.


В том, что оставшиеся нам в наследство от времен социализма коммунальные квартиры, есть явление, безусловно, уродливое, уверены сегодня буквально все, не считая отдельных жильцов, для которых их родная комната – единственно возможное место проживания. Ясна и суть вопроса. «Кто виноват?» – известно: советская власть. «Что делать?» – понятно: в массовом объеме строить новое и расселять старое. «За чей счет?» – очевидно: конкретно мотивированных жильцов, государства и инвесторов.

И тем не менее вопрос этот странным образом не решается. А если и решается, то лишь постепенно. Поневоле вспоминаешь, что до 1 марта 2005 года все еще действовало старое советское жилищное законодательство, что доля государства в массовом жилищном строительстве практически незаметна, что рыночный спрос в отношении расселения коммунальных квартир сократился до «точечного», что проблема эта одновременно и социальная, и градостроительная. Не считая чисто правового ее аспекта.

Короче, вопросов обнаруживается очень даже много и большинство из них таковы, что «деньгами» их просто не разрешишь. Между тем очевидно, что на этот раз решить проблему призваны именно деньги. И не просто деньги, а конкретно выделенные бюджетные средства. Но насколько эффективно они могут быть потрачены, если, допустим, окажется, что жилищная политика, как и прежде, работает исключительно на достижение уже объявленных результатов, а вовсе не на системные изменения?

Великое уплотнение

Принято считать, что коммунальные квартиры, в том виде, в каком сегодня мы их знаем, есть всецело продукт «великого уплотнения», осуществленного большевиками в период «военного коммунизма». В конкретном историческом смысле это верно: с этого процесса массовой реквизиции все и началось. Но только началось. Закончилось спустя два десятилетия, на волне социалистической индустриализации.

Разумеется, большевиков эпохи гражданской войны нельзя простить, но, тем не менее, их можно понять: о жилищном вопросе они знали ровно столько, сколько написал об этом Энгельс, а в своих действиях руководствовались исключительно «революционной целесообразностью», а не каким-то абстрактным «жилищным правом». Многочисленные, наспех изданные декреты, ныне часто упоминаемые в печати, действительно имели место, но сам процесс «коммунального уплотнения» осуществлялся спонтанно и в порядке местной инициативы с упором на мародерство, о чем центральная власть прекрасно знала.

Наиболее интенсивно и в то же время и наиболее упорядоченно «уплотнение» проводилось в Москве. На это была и вполне понятная причина: в столице нового советского государства постепенно оседала и новая советская бюрократия. Напротив, в Петрограде, по причине массового бегства оттуда населения, четверть жилищного фонда пустовала. Однако результат политики «военного коммунизма» в обеих столицах был одинаково плачевным: полная разруха при полном отсутствии возможности хоть как-то управлять городским жилищным хозяйством. Плюс – значительная потеря объема жилищного фонда.

Гримасы нэпа

И тем не менее, как мы знаем, большевики сумели удержать государственную власть. В том числе, и это надо признать, за счет быстрого восстановления системы управления жилищным хозяйством. И прежде всего – в крупных городах страны, очагах новой экономической политики. Была проведена так называемая демуниципализация жилищного фонда: жилые помещения в национализированных многоквартирных домах передавались в управление новым ответственным субъектам – коллективным арендаторам жилья. Сначала это были жилищные товарищества, находящиеся под патронатом власти, а затем относительно более самостоятельные – жилищно-арендные кооперативные товарищества.

Тогда же появляется и новое слово «жилищнокоммунальное хозяйство» (заметим: пишется слитно) в качестве обозначения вновь созданного института коллективного домовладения. И как следствие, еще один термин – «коммунальная квартира» в качестве обозначения основной структурной единицы домовладения. Но по своему правовому статусу это было нечто иное, чем более поздняя, известная нам, форма: за вычетом 10%, всей площадью домовладения распоряжались сами жильцы. Эти 10% заселялись «сверху», оставшаяся же площадь перераспределялась между жильцами в соответствии с уставом и установленными действующим законодательством учетными нормами.

Разумеется, членами жилтовариществ могли быть исключительно надежные в классовом отношении граждане, все прочие – так называемые лишенцы были вынуждены арендовать жилье у товариществ на коммерческой основе. Была также разрешена и субаренда имеющихся в доме нежилых помещений. И что очень важно: на определенном этапе развития жилищной кооперации всерьез рассматривался вопрос о возможном выкупе помещений кооператорами, то есть перспектива перехода в будущем к приватизации жилья. Правда, эта «вредная идея», как и многое другое, так и осталась в проекте.

Как именно возникла эта идея, можно только догадываться. Одно лишь очевидно: в условиях, когда заведомо низкая «социальная квартирная плата» устанавливается сверху, а часть жильцов имеет еще и право на льготы, финансовое положение кооперативов оставалось хронически тяжелым. Перспектива выкупа была для них единственным шансом на выживание, к тому же обеспечила бы и возможность получения полноценного кредита. Но, как мы знаем, история развернулась в обратную сторону.

Сегодня мы судим о том времени в основном по повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Но пресловутый Швондер не возглавлял жилтоварищество, а был председателем домкома. Кстати, эти самые домовые комитеты были созданы вовсе не большевиками, а раньше – в 1914 году, для целей распределения хлебных карточек. В период военного коммунизма они естественным образом стали одним из низовых органов «уплотнения», а позднее лишь сохранились. Существенно лишь то, что в 1924 году в Москве жилтоварищества составляли половину городского жилищного хозяйства и управлялись кооперативы в большинстве случаев представителями старого городского «земства».

Рождение Системы

Причина, по которой была свернута жилищная кооперация как форма коллективного домовладения, та же, что и основная причина, по которой была насильственно прервана новая экономическая политика. Коллективизация, а затем и индустриализация усилили приток пролетариата в крупные города и тем самым резко обострили дефицит жилья, иначе говоря – пресловутый квартирный вопрос. В условиях, когда новое жилищное строительство ограничивалось в основном возведением домов для «совслужащих» и созданием образцовых «жилищных массивов», единственно эффективным средством его решения вновь стало уплотнение. Только теперь оно проводилось «по закону». В этом отношении несколько удивляют исторические комментарии известных представителей теории жилищного права, будто в 1926 году с принятием совместного Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «Об ограничении принудительных уплотнений и переселений в квартирах» по существу закончился период «великого уплотнения». Несомненно, позитивно уже то, что сама процедура уплотнения была регламентирована, однако на практике это было вызвано прежде всего тем, что в большинстве квартир «уплотнять» далее было уже невозможно физически. Однако тридцатые годы – уже не двадцатые: массовые репрессии, ставшие нормой, превратились в надежный источник пополнения резерва.

Немаловажно и то, что именно в эти годы в стране была введена жесткая паспортная система, а вместе с ней и основа созданной практически одновременно учетно-распределительной системы управления жилищным фондом – так называемая прописка. Сегодня, когда решением Конституционного Суда РФ обязательная прописка уже отменена, стало более чем очевидно, что без ее применения прежде надежная учетно-распределительная система управления жилищным фондом работать не может.

Одна страна – одна квартира

Каковы же основные черты этой системы? Для начала обратим внимание на следующее. В настоящее время сложное прилагательное «жилищно-коммунальное» мы привычно пишем через дефис. И нам это понятно: есть структуры, уполномоченные заниматься распределением жилья, и есть структуры, ответственные за предоставление коммунальных услуг. И еще есть строительный комплекс.

Первые две структуры призваны делать очень важное «общее дело»: перманентно решать «жилищный вопрос». Задача третьей структуры – однажды решить его окончательно. Но поскольку строители вечно не успевают за экономическими, демографическими, миграционными и прочими объективными процессами, «дефицит жилья» наблюдается постоянно – как хронические явление. Только это не тот дефицит, что возникает на «нормальном» рынке, когда избыточный спрос стимулирует предложение. Это – особое состояние постоянно неудовлетворенного первоначального спроса, выражающееся в том, что есть потребность, но приобрести желаемое «моментально» невозможно, вне зависимости от денежной цены вопроса. Понятно, что основным отличительным признаком наличия этого дефицита является «очередь». Либо – длительное «ожидание» обещанного товара без каких-либо гарантий.

Каким же образом решается жилищный вопрос в условиях хронического дефицита? Общая формула такова: «дефицит» – «начальник» – «резерв». Дефицит – это суммарная площадь жилищного фонда, занимаемая жильцами, признанными «нуждающимися в улучшении жилищный условий». Резерв – эта та суммарная квартирная площадь, которую система способна предоставить нуждающимся жильцам на данный момент времени. Первая цифра – заведомо переменная: количество нуждающихся жильцов обычно растет. Вторая цифра – либо постоянная, либо переменная. В первом случае «уплотнение» неизбежно, и это – стартовая ситуация решения жилищного вопроса. Во втором случае, когда резерв увеличивается благодаря новому жилищному строительству, ситуация во многом усложняется.

Допустим, что решением жилищного вопроса занимаются сами жильцы в пределах одного дома или даже одной коммунальной квартиры. Понятно, что в этом случае возможное решение данного вопроса напрямую зависит от того, сколько и когда освободилось квадратных метров. Но в любом случае это будет в чистом виде перераспределение, непрерывно воспроизводящее состояние «дефицита»

А теперь представим себе, что весь город или вся страна есть одна большая «коммунальная квартира». Могут ли сами граждане, в ней постоянно прописанные, совокупно решить свои жилищные вопросы? Правильно: не могут, поскольку постоянно женятся, размножаются и умирают, меняют потребности и место жительства. И если их централизованно не фиксировать и не «учитывать», измеряя в «учетных» квадратных метрах, жилищный вопрос не решается вовсе. Вот именно поэтому и существует в этой стране-квартире так называемая учетно-распределительная система управления жилищным фондом.

Издержки нормирования

Есть у учетно-распределительной системы две особенности, делающие ее чувствительной к любым внешним воздействиям. Первая особенность: система эта иерархическая и абсолютно закрытая. Любая информация, в ней рожденная, в том числе и чисто статистическая, пригодна исключительно для внутреннего пользования. Постороннему в ней трудно разобраться. Для целей анализа она и вовсе не годится. Вторая особенность: система сама ничего не строит. А только учитывает и распределяет.

Понятно, что в случае отсутствия пополнения резерва за счет нового строительства система работает достаточно эффективно, однако если в качестве резерва появляются новые квартиры, возможны сбои. Дело в том, что в советское время новое жилье возводилось строго по предписанным свыше строительным нормам, которые к тому же постоянно менялись. Для учетно-распределительной системы эти нормы, с точностью до метра определяющие, какие именно квартиры надлежит сегодня строить, были именно внешним фактором. До времени, правда, это не имело значения. В домах для специалистов строились квартиры по одним нормам, в домах для рабочих – по другим. Не изменилась ситуация и на первом этапе массового жилищного строительства, поскольку в этот период действовала полная уравниловка и минимизация. Хотя иногда случалось и коммунальное заселение малогабаритных хрущевок.

В полном объеме проблема выявилась тогда, когда в массовом количестве стали строиться квартиры «улучшенной планировки» и когда на повестку дня был поставлен вопрос о расселении коммунальных квартир. Поскольку решение жилищного вопроса для каждого конкретного нуждающегося жильца – дело строго индивидуальное, а новые квартиры стали весьма различаться по характеристикам общей площади, в процессе подбора вариантов стали часто возникать непредвиденные «излишки», оплатить которые в советское время было невозможно. В итоге как ответ на вызов времени появилась своего рода подсистема льгот и разного рода преференций, которые изначально вообще не планировались.

В случае же расселения коммунальных квартир в историческом центре города данного рода проблема оказалась куда более сложной: как выяснилось в процессе проектирования, старые дома практически невозможно перестроить таким образом, чтобы в них появились одни только стандартные отдельные квартиры. Как результат программа комплексного капитального ремонта старых домов так и смогла выполнить свою историческую миссию: в большинстве из них сохранились коммунальные квартиры.

Еще одно зримое свидетельство того, насколько чувствительна учетно-распределительная система управления жилищным фондом к любым внешним фактором – непрерывное приумножение общего числа коммунальных квартир – как результат совершения разного рода вполне законных гражданско-правовых сделок, в основном связанных с обменом. Эта тенденция прослеживается и сегодня.

Инвестиционная стоимость

То, что окончательное расселение коммунальных квартир едва ли может производиться без временного их вывода из гражданского оборота, впервые стало очевидным в ходе массовой бесплатной приватизации жилья. Как известно, изначально приватизация коммунальной квартиры была возможна лишь в двух случаях: если имело место единое согласованное волеизъявление всех проживающих в ней жильцов, либо если в результате выкупа всех комнат, совершенного одним из жильцов, она превращалась в отдельную.

Позднее, в 1998 году, решением Конституционного Суда РФ справедливость была восстановлена: комнаты в коммунальных квартирах стали обращаться собственность граждан поштучно. Но до того, под воздействием рыночного процесса, многие из коммунальных квартир обрели особую стоимость – «инвестиционную». По своей сути эта стоимость есть не что иное, как «цена спроса», которую готов уплатить за квартиру покупатель в том случае, если она ему «очень нужна». И поскольку обычно он готов уплатить столько, сколько считает нужным, цена эта выше нормальной рыночной стоимости.

Завышенной эта цена выкупа была еще и потому, что сами продавцы, в ожидании улучшения своих жилищных условий оценивали свое имущество не по его фактическим потребительским качествам, а исходя из того что хотели бы получить взамен. Иначе говоря – из цены собственного спроса. И если такого рода сделка по расселению имела место, фактически работала все та же схема: «дефицит» – «начальник» – «резерв». Только вместо «начальника» выступал реально заинтересованный инвестор.

Понятно поэтому, что в условиях чисто рыночных расселение коммунальных квартир в массовом количестве возможно лишь при одном условии: если имеется такой же массовый инвестиционный спрос. Но когда он уже или еще отсутствует, единственно эффективным может быть чисто социальное решение вопроса. Это означает, что в качестве конкретного инвестора вновь должно выступить само государство. Но не то, которое лишь учитывает и распределяет. А то, которое одновременно и строит.


http://www.bn.ru/articles/2008/10/13/print/38451.html

 

Комментарии

Пока нет комментариев

Прокомментировать

Обратите внимание, Вы не авторизованы. Ваш комментарий будет размещен от имени Гостя.
Вы не сможете удалить свой комментарий.
Введите цифровой код, указанный на картинке

Разделы статей
Интересное
Актуальное
Город
Интересные люди
Отдых
Криминал
Банкротство физических лиц и предприятий
Обзоры СМИ
Законодательство
Новости о банкротстве
Новости банкротства
Кредит
Финансы
Работа
Строительство
Перепланировка
Ремонт

Октябрь 2008
 
Пн   6 13 20 27
Вт   7 14 21 28
Ср 1 8 15 22 29
Чт 2 9 16 23 30
Пт 3 10 17 24 31
Сб 4 11 18 25  
Вс 5 12 19 26  
 Показать последние статьи