Среди участников рынка давно ведутся разговоры о расширении географии строительства подмосковных коттеджных поселков. Тем не менее, при детальном изучении рынка новых коттеджных поселков в динамике 2007-2008 годов сотрудникам аналитического центра www.irn.ru удалось выяснить, что данная тенденция далеко не повсеместна.
Так, по данным «Исследования рынка коттеджных поселков Подмосковья – 2008», проведенному «Индикаторами рынка недвижимости», к марту 2008 года число вышедших на рынок в текущем году проектов по сравнению с весной 2007 года не увеличилось, но и сократилось оно незначительно: со 105 до 100 объектов. При этом среди них произошло определенное перераспределение. Вес дальних поселков вырос за счет сокращения доли близких к МКАД объектов. Если еще год назад между этими сегментами коттеджного рынка был примерный паритет с легким перевесом в сторону ближних поселков (50,5% против 49,5%), то в марте 2008 года на долю дальних уже приходится 53%. И это понятно. В целом по рынку число новых объектов, расположенных за пределами 35 км от МКАД изменилось незначительно (с 52 до 53 поселков), зато количество новых объектов, появившихся в пределах до 35 км от МКАД, уменьшилось с весны 2007 года куда как более заметно – с 53 до 47 поселков.
Наиболее ярким в этом отношении стало северное направление, где общее число поселков почти не изменилось: коттеджная застройка в северном Подмосковье составила 32 против 33 объектов. При этом с весны 2007 года по весну 2008 года количество северных направлений, на которых появлялись поселки в текущем году, сократилось на 4 трассы (Алтуфьевское, Волоколамское, Осташковское и Рогачевское шоссе). И хотя и появилась 1 новая (Куркинское шоссе) число поселков, возводимых рядом с ней не было равно числу поселков, которые были рядом с выбывшими трассами (1 против 4). Оставшуюся нагрузку взяли на себя те трассы, которые застраивались и до марта 2008 года. И, как в целом по рынку, среди северных поселков произошло определенное перераспределение. Если в 2007 году доля ближних северных поселков (до 35 км от МКАД, то есть в пределах ежедневной досягаемости столицы, и предназначенных для постоянного проживания) была 15% от общего числа новых поселков, то в 2008 году она уменьшилась на 2,5%. В то же время доля дальних («дачных») северных объектов выросла на те же 2,5%
В целом по рынку наблюдается некоторое сокращение осваиваемых направлений. Помимо уже упоминавшегося севера произошло сокращение направлений на востоке. Так, с весны 2006 года из нового строительства выпали 2 трассы (Егорьевское и Носовихинское шоссе), им на смену пришло только 1 (Новорязанское шоссе). Но в данном случае восток проявил себя как всякое молодое направление. Вместо сокращения числа поселков их число по сравнению с прошлым годом выросло. Конечно, в абсолютном выражении все выглядит не так радужно – количество вновь возводимых коттеджных поселков выросло всего с 5 до 6 объектов. Но даже в этом отношении заметно определенная тенденция. Вес данного направления вырос на 1,5% и 1,2% из них пришлось на дальние поселки. Кроме того, увеличение произошло как раз за счет появления новой трассы – Новорязанки, так как она с лихвой перекрыла уход 2 старых трасс, рядом с которыми суммарно строилось 2 поселка, – рядом с Новорязанским шоссе строится 3 поселка.
На западе также появилась еще 1 новая трасса – Ильинское шоссе. Казалось бы, при прочих равных одно из самых популярных направлений должно было бы показать существенный прирост как числа поселков, так и своей доли в общем объеме коттеджной застройки Подмосковья. Однако фортуна показала западу другую сторону своей медали. Строительство в наиболее престижном западном направлении ужалось за прошедший год в 1,3 раза. Сокращение коснулось подавляющего большинства всех трасс. Причем больше всех пострадала Новая Рига – застройка рядом с ней сократилась на 15 поселков. Единственным исключением из правила стала старая-добрая Рублевка. Но ее 6 дополнительных поселков просто не хватило для того, чтобы уравновесить все потери. В итоге вес данного направления сократился в общем объеме нового коттеджного строительства на 12%. При этом пострадал большего всего дальний запад, на который пришлось 10,6% падения.
Естественно, что такие потери не проходят бесследно и для соседей. Как видно на второй диаграмме, больше всех выиграл от сокращения веса западного направления юг, где число новых строек по сравнению с прошлым годом увеличилось в 2,25 раза. В итоге общий вес этого направления вырос на 10% от общего объема новых объектов. Но и здесь весь прирост пришелся на отдаленные объекты (за 36 км от МКАД).
Фактически дальний запад перетек на дальний юг, так как спрос на дорогую «дачу» не так уж велик. А север, как уже писали «Индикаторы рынка недвижимости» в статье «Затерянный эконом-класс», все больше тяготеет скорее именно к «дачному» строительству, и поэтому там происходит постепенное перетекание объектов на дальние расстояния. На этом фоне вполне логично выглядит увеличение доли восточного направления традиционно осваиваемого объектами эконом-класса. Таким образом, вместо былой однородности на рынке коттеджных поселков наблюдается активное расслоение при формальном сокращении числа новых объектов.
Специалисты аналитического центра http://www.irn.ru/ полагают, что ситуация сложившаяся на рынке коттеджных поселков московского региона, скорее указывает не на расширение географии строительства, а на дифференциацию и структуризацию предложения. Загородные коттеджи все отчетливее разделяются на дорогие дома для постоянного проживания и относительно дешевые «дачи» для круглогодичного отдыха. Причем если первые настойчиво держатся за непосредственную близость к МКАД (яркие примеры – Рублево-Успенское и Новорижское шоссе), то вторая категория поселков достаточно спокойно отходит все дальше от Москвы, в основном по Симферопольскому, Каширское и Ярославскому шоссе.
Все материалы по теме Аналитический центр IRN.RU