Госзаказ перекроили

Финансы
12.01.2009

Система государственного заказа вновь реформирована. В первую очередь от этих изменений пострадают строительные компании: цены по уже заключенным с ними контрактам могут быть снижены заказчиком в одностороннем порядке. А вот «Жилкомсервисы» смогут получать в управление городские дома без конкурсов или иных процедур отбора.

Антикризисное строительство

Это уже восьмая правка в действующий с 2006 года федеральный закон. Разработчики пытаются найти наиболее эффективный способ распределения бюджетных средств, но несколько раз в год выявляются новые «дыры», которыми пользуются коррумпированные чиновники.

Новая система государственного заказа вновь реформирована. В первую очередь от этих изменений пострадают строительные компании: цены по уже заключенным с ними контрактам могут быть снижены заказчиком в одностороннем порядке. А вот «Жилкомсервисы» смогут получать в управление городские дома без конкурсов или иных процедур отбора. Поправки, подписанные президентом России Дмитрием Медведевым 30 декабря, в первую очередь угрожают строительным компаниям. В течение 2009 года заказчики (то есть госорганы) могут снизить стоимость ранее заключенных государственных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Причем возмещение подрядчику убытков, причиненных в связи со снижением цены, не осуществляется. Случаи, критерии и порядок снижения стоимости подрядных работ должно определить правительство России.

Логика законодателей понятна: в ближайшее время ожидается снижение цен как на готовое жилье и иные строительные объекты, так и на услуги по их возведению. Контракты же на строительство, как правило, заключаются на длительный период, иногда даже несколько лет.

Очевидно, что выполняемые в 2009 году подрядные работы будут стоить дешевле, чем указано в заключенном, например, в июне минувшего года договоре.

Государство спонсировать строительные компании не намерено. Но не исключено, что они смогут оспорить законность таких изменений. Ведь в бизнесе рискуют обе стороны: стоимость может и снизиться, и увеличиться, а потому Гражданский кодекс РФ предусматривает, что так называемая «экономия подрядчика» остается у него: в случаях, когда фактические расходы оказались меньше тех, которые учитывались при определении стоимости работы, подрядчик сохраняет право на оплату по предусмотренной договором цене. Обратное допускается только в случае, если заказчик докажет, что полученная экономия повлияла на качество выполненных работ.

Поправки никак не затрагивают контракты на покупку квартир для государственных нужд. Во-первых, снижать цены заказчик сможет только по заключенным до 1 января 2009 года договорам. Единственное в Санкт-Петербурге решение о покупке за почти 1,4 млрд. рублей 438 квартир у компании «Дальпитерстрой» было принято 26 декабря, в системе госзаказа контракт в прошлом году не был зарегистрирован. Во-вторых, вне зависимости от методики, которую должно определить правительство, право менять цены касается только договоров подряда, а КУГИ участвует в строительстве квартир на правах дольщика, а не заказчика.

31 способ помочь «нужным» людям

Вопреки общей тенденции, внесенные поправки почти в полтора раза увеличивают перечень случаев, когда государственные органы и учреждения могут покупать товары и услуги у единственного поставщика. В итоге у чиновников есть аж 31 способ передать выгодный контракт «нужной» фирме, не заморачиваться с проведением конкурсов, аукционов или иных конкурентных, а следовательно, объективных процедур.

Самая существенная для Санкт-Петербурга поправка – право госоргана без конкурсов размещать заказ по управлению многоквартирным домом. В целом логично – контракт заключается на основании решения самих собственников, и тут выбора как бы и не может быть. Но нигде не определено, как районное жилищное агентство выбирает управляющую компанию, представляя владельца государственных помещений. В итоге в Санкт-Петербурге подавляющее большинство домов (особенно старого фонда) находятся в ведении «Жилкомсервисов» – бывших ЖЭКов, реорганизованных, но сохранивших всем знакомое «качество» работы.

Без конкурсных процедур чиновники будут выбирать исполнителя услуг, связанных с направлением работников в служебную командировку, а также приемом иностранных делегаций и т.п. (гостиницу, авиакомпанию, ресторан и т.д.). Без сложных процедур будет закупаться спортивный инвентарь, оборудование и экипировка для подготовки спортивных сборных команд России по олимпийским видам спорта. Субъективный выбор предоставили театрам, концертным залам, музеям и иным учреждениям культуры – без конкурса они будут вправе заключать контракты со сценаристами, балетмейстерами, дирижерами, писателями, художниками, исполнителями и т.д.

Напомним, что в начале декабря губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко запретила городским заказчикам заключать контракт с единственным поставщиком, если на организованный конкурс или аукцион не было подано ни одной заявки или они все отклонены, а также если потребность в закупаемом товаре или услуге возникла вследствие непреодолимой силы.

Торговый патриотизм

Уже с 1 января Минэкономразвития получило право вводить так называемый национальный режим – предоставлять приоритет в закупках для государственных и муниципальных нужд товарам российского происхождения, ограничивая доступ продукции иностранных производителей.

Так законодатели отреагировали на идею премьер-министра России Владимира Путина поддерживать отечественных производителей автомобилей. «Считаю, что в 2009 году государство должно увеличить закупки, тем более что автопарк наших социальных отраслей, милиции, министерства обороны, МЧС требует дальнейшего обновления. Абсолютно недопустимо расходовать деньги на приобретение импортных машин», – заявил глава правительства России 19 декабря на совещании в Набережных Челнах. При этом он подчеркнул, что «имеет в виду лишь так называемый «прямой импорт», тогда как собираемые на территории России (в том числе под Санкт-Петербургом) автомобили Ford, Toyota и других марок иностранными не считаются.

Отдельные регионы успели отрапортовать, что уже начали закупать исключительно отечественные «Волги» и т.д. Хотя подобные действия прямо противоречат действующему закону: национальный режим мог применяться только в двух случаях. Во-первых, при поставке товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства. Вряд ли лимузин даже главнокомандующего относится к сфере обороны страны. Во-вторых, как ответная мера в отношении государств, которые ввели национальный режим против российских товаров. Правительства Японии, Германии, Франции, США и иных крупнейших стран – производителей автомобилей, таких «антироссийских» мер не принимали.

Сам закон, за исключением ряда положений, вступит в силу с 1 марта. Поправки касательно национального режима уже действуют, но для их применения должно быть принято специальное решение Минэкономразвития, которое подлежит официальному опубликованию. А потому пока государственные заказчики не вправе отдавать приоритет отечественным «Волгам» перед ввозимыми из Германии Mercedes или BMW, французскими Renault и т.д.

Новые поправки также строго регламентируют порядок проведения электронных аукционов. Сейчас через Интернет могут заключаться контракты на сумму до 1 млн. рублей, а потому в минувшем году было проведено всего 2029 электронных аукционов (всего 0,5 процента от общего числа контрактов).

Павел Нетупский,
Фонтанка.ру

 

Комментарии

Пока нет комментариев

Прокомментировать

Обратите внимание, Вы не авторизованы. Ваш комментарий будет размещен от имени Гостя.
Вы не сможете удалить свой комментарий.
Введите цифровой код, указанный на картинке

Разделы статей
Интересное
Актуальное
Город
Интересные люди
Отдых
Криминал
Банкротство физических лиц и предприятий
Обзоры СМИ
Законодательство
Новости о банкротстве
Новости банкротства
Кредит
Финансы
Работа
Строительство
Перепланировка
Ремонт

Январь 2009
 
Пн   5 12 19 26
Вт   6 13 20 27
Ср   7 14 21 28
Чт 1 8 15 22 29
Пт 2 9 16 23 30
Сб 3 10 17 24 31
Вс 4 11 18 25  
 Показать последние статьи