Запятнанная история

Новости банкротства
11.03.2009

Уже многие петербуржцы не смогли получить кредит (в том числе ипотечный), т.к. запятнали свою кредитную историю. «Черную метку» могут получить не только злостные неплательщики, но и вполне добросовестные клиенты, своевременно выплачивающие все взносы: многие банки ставят заемщикам в вину любые технические накладки, в том числе - свои собственные.

Должником можно стать, например, заплатив деньги через терминал или иным образом – иногда переводы зависают или даже пропадают. При этом банк фиксирует неуплату, начисляет пени, штрафы и пр. Даже если потом клиент приносит документы и деньги находят, кредитное учреждение разводит руками. Позиция многих банков – не наши проблемы – вина клиента.

На всю оставшуюся жизнь

В апреле 2006 года Роман попытался расплатиться в салоне «Евросеть» кредитной карточкой банка «ДельтаКредит» (ныне GE Money Bank). Из-за технического сбоя терминала операция проведена не была и клиент, не предвидя опасности, забрал карточку.

Только через две недели выяснилось, что транзакция все же прошла и со счета было списано 900 рублей. Клиент сразу же обратился в банк и в магазин, а во избежание недоразумений внес дополнительный платеж на счет. Хотя «Евросеть» и вернула ошибочно списанную сумму, банк отказался возмещать комиссию и проценты (112 рублей). Но именно эти «копейки» теперь могут оказаться судьбоносными для петербуржца – в бюро кредитных историй (БКИ) он обнаружил информацию о якобы совершенной им просрочке. А значит, получить кредит в любом российском банке Роману будет сложно или даже невозможно – «черная метка» хранится 15 лет.

Зачастую проблема возникает из-за сбоя в системе проведения платежей. Например, Софья (сама сотрудница финансового учреждения) в 2004 году купила компьютер в кредит, который выдал один из московских банков. Она своевременно вносила все предусмотренные договором суммы, но, как выяснилось позже, один платеж не дошел. Позже ситуация была разрешена, клиент полностью рассчитался с займом и закрыл счет. Софья по почте стала получать кредитные карточки, предложения о сотрудничестве и т.д. А через полгода выяснилось, что в бюро кредитных историй она числится как ненадежный заемщик – ни один банк ей больше кредит не выдал.

Ручной контроль


Сами банки уверяют, что ошибки не могут попасть в бюро кредитных историй. Например, в том же GE Money журналиста «Фонтанки» уверили, что контроль над корректностью передаваемой информации осуществляется тремя уровнями проверки. Но все они чисто технические, то есть никто не оценивает причин возникновения просрочки.

В некоторых банках есть ручной контроль. По словам Романа Божьева, специалиста управления розничными рисками ОАО «Альфа-Банк», если, к примеру, просрочка возникла не по вине клиента (ошибка банкомата, задержки со стороны компаний, осуществляющих перевод денег), то информация о такой просрочке изымается из БКИ. Аналогичная технология применяется и в Городском ипотечном банке. «В течение первых дней после возникновения просроченной задолженности сотрудники по телефону связываются с заемщиком для выяснения причин неисполнения обязательств по кредитному договору, – поясняет Ольга Садовская, член правления Городского ипотечного банка. – Это могут быть и так называемые технические просрочки, связанные, например, с отпуском или командировкой заемщика, или ошибкой банков, которые выступают в качестве платежных агентов. Или же более серьезные причины, вызванные сменой работы заемщика, его временной нетрудоспособностью, болезнью, смертью или просто категорическим нежеланием исполнять свои обязательства без объяснения каких-либо причин. В зависимости от этого банком предпринимаются дальнейшие действия по урегулированию задолженности. В случае технических просрочек начисление задолженности не производится, и в бюро кредитных историй направляется информация о заемщике как о добросовестном плательщике по кредиту».

Наказание невиновных и награждение причастных

Чтобы получить информацию о своей истории, нужно сначала узнать, в каком из бюро она хранится. Для этого следует обратиться в центральный каталог, который ведет Банк России. Запрос можно отправить через любое бюро, банк или по телеграфу. После этого запрашивать сведения из самих БКИ. Один раз в год каждый россиянин может бесплатно получить свою историю (отчет). За каждый последующий запрос надо платить (тарифы устанавливают сами бюро).

Внести изменения во внесенную в архив кредитную историю не так просто – сами банки зачастую уклоняются от исправления собственных ошибок. Например, Роман представил в банк все документы, но, несмотря на многочисленные письменные претензии, уже два года не может получить вразумительного ответа. Более того, он дважды писал заявление о закрытии счета, но в БКИ до сих пор числится клиентом GE Money банка! Комментировать ситуацию в пресс-службе этой кредитной организации отказались со ссылкой на обязанность хранить банковскую тайну. В то же время рассказали, что «заемщик может в любой момент оспорить сведения, вошедшие в его кредитную историю. В случае обнаружения некорректных данных необходимо написать заявление об устранении ошибки в само бюро, которое осуществит проверку информации, обратившись в кредитную организацию. Если в ходе проверки наличие ошибки подтвердится, в историю заемщика вносятся соответствующие изменения», – уверяет Наталья Варпетян, пресс-секретарь GE Money банка.

Кто отвечает за достоверность сведений в БКИ и кто возмещает нанесенный ущерб? Например, еще в сентябре 2008 года Роман мог бы получить ипотечный кредит под 12 процентов годовых. Но, скорее всего, ему отказали в заключении договора из-за «черной метки». Даже если ситуация разрешится в пользу добросовестного заемщика и информация будет исправлена (хотя с GE Money Роман безрезультатно добивается этого уже два года), ставки по кредитам повысились за это время почти в два раза.

Добровольно возмещать нанесенный таким образом ущерб банки не торопятся. «У нас таких случаев не было, – говорит Ольга Садовская. – В любом случае, если такая практика возникнет, думаю, банки будут решать данные вопросы в судебном порядке». «Моральный ущерб, а также убытки, понесенные заемщиком в результате передачи некорректной информации в БКИ по вине кредитной организации, могут быть компенсированы банком в соответствии с законом», – заключили в пресс-службе GE Money банка.

В случае с Романом можно, теоретически, привлечь к ответственности виновника инцидента – сетевого провайдера, ошибочно списавшего сумму. Но компания, в свою очередь, вправе апеллировать к принципу разумности: проводя операцию на 900 рублей, там не могли знать, что эта ошибка приведет к миллионным убыткам. Причем причиной такого ущерба в реальности стало не списание мизерной суммы, а амбиции банка, несколько лет игнорировавшего аргументированные заявления клиента. В любом случае, разрешать этот спор будет, скорее всего, суд. Практика по подобным спорам пока не наработана.

Павел Нетупский, «Фонтанка. ру»

 

Комментарии

ГостьГость Комментарий оставлен: 23.04.2016 в 00:08
Прошло времени: 3 года 3 месяца 24 дня 23 часа 38 минут
Thank you for sharing superb informations. Your website is so cool. I’m impressed by the details that you’ve on this blog. It reveals how nicely you perceive this subject. Bookmarked this website page, will come back for more articles. You, my friend, ROCK! I found simply the info I already searched all over the place and simply co;u1n&#82d7lt come across. What an ideal website.
 

Прокомментировать

Обратите внимание, Вы не авторизованы. Ваш комментарий будет размещен от имени Гостя.
Вы не сможете удалить свой комментарий.
Введите цифровой код, указанный на картинке

Разделы статей
Интересное
Актуальное
Город
Интересные люди
Отдых
Криминал
Банкротство физических лиц и предприятий
Обзоры СМИ
Законодательство
Новости о банкротстве
Новости банкротства
Кредит
Финансы
Работа
Строительство
Перепланировка
Ремонт

Март 2009
 
Пн   2 9 16 23 30
Вт   3 10 17 24 31
Ср   4 11 18 25  
Чт   5 12 19 26  
Пт   6 13 20 27  
Сб   7 14 21 28  
Вс 1 8 15 22 29  
 Показать последние статьи