Вот уже больше месяца официально действует услуга оформления электронных билетов у крупнейших российских авиаперевозчиков. Компании планировали в относительно недалёком будущем сделать оплату перелёта по безналичному расчёту через интернет или специальный терминал без касс и бумажных билетов чуть ли не единственно возможной. Как эта система работает в российских аэропортах и какие могут возникнуть проблемы у пассажиров, выяснял корреспондент «Фонтанки».
С 1 июня 2008 года, согласно рекомендации Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), все крупнейшие российские авиаперевозчики перешли на электронные билеты (e-ticket) на всех международных рейсах и на большинстве внутренних. Однако, практически все перевозчики, являющиеся членами IATA, этой системой пользуются уже давно. «Пулково» оборудовало стойки регистрации под новую систему оплаты сразу после того, как она появилась у иностранных компаний (кстати, Ассоциация обязала их ввести электронный билет ещё в 2004 году, российские только в 2006). Примерно тогда же систему электронных билетов начали разрабатывать для своих пассажиров «Аэрофлот», «Трансаэро», «Волга-Днепр», «Владивосток-Авиа», «S7» и ГТК «Россия».
Переход на электронную систему всех пассажирских перевозок выгоден, в первую очередь, самим перевозчикам. Переход от стандартных бланков к системе записей в компьютерных базах данных авиакомпаний позволит всем участникам IATA ежегодно экономить около 3 миллиардов долларов.
Петербуржцам, которые много летают, регистрационная система SITA DCS, позволяющая в автоматическом режиме связываться с системами бронирования авиакомпаний, должна быть знакома уже давно. Сейчас она внедрена в Пулково-1 и Пулково-2. Сама суть оформления проста. Вы заходите на сайт авиакомпании, заполняете электронную форму в интернете и перечисляете на счёт деньги со своей пластиковой карточки. Вы можете вывести электронный билет с номером на принтер, а затем взять эту бумагу с собой, либо просто переписать номер билета. Делать это не обязательно, но процесс регистрации значительно ускорится. Информация о пассажире сразу же попадает на сервер авиаперевозчика и там сохраняется. Если же человек решил купить билет в день отлёта, то все его данные тут же попадают на стойку регистрации. Отправить заявку можно даже за 15 минут до начала регистрации на рейс.
То есть, для того, чтобы улететь на выходные, допустим, во Владивосток, человеку потребуется только паспорт, банковская карта и доступ в Интернет. В планах у «Пулково» - создание специальных киосков-терминалов по продаже электронных билетов. Первый такой киоск должен появиться на Садовой улице. Однако как он будет выглядеть и когда, наконец-то, появится, в аэропорту затрудняются ответить.
Кстати, «S7», например, уже сейчас в Петербурге продаёт исключительно электронные билеты. А полный переход к новой системе, по словам директора петербургского представительства авиаперевозчика Сергея Бехтерева, планируется завершить к началу 2009 года. В настоящий момент, по статистике, S7 продано уже около 700 тысяч таких проездных документов, и они действуют на 87% направлений полётов компании. В «Аэрофлоте» новая система на «полную катушку» заработала уже с 1 января 2008 года.
Однако в ГТК «Россия» не разделяют радужных перспектив коллег-конкурентов. Александр Белей, начальник центра информационных технологий государственной транспортной компании, считает, что до полного перехода на безбумажные технологии еще далеко по нескольким причинам.
Во-первых, отнюдь не все региональные аэропорты готовы к обслуживанию пассажиров с электронными билетами. В тех аэропортах, где нет системы регистрации по электронным билетам, представителю авиакомпании придется стоять у стойки регистрации со списком и «вычислять» тех пассажиров, которые приобрели билет через интернет.
«Если по какой-то причине сотрудник авиакомпании не сможет вовремя появиться на стойке регистрации, или информация из агентства не поступит своевременно, пассажиру придется покупать бумажный билет», - констатирует Александр Белей.
При составлении отчета о командировке вместо единственного документа - использованного билета, как раньше, сотруднику для подтверждения расходов на покупку e-ticket необходимо будет предоставить в бухгалтерию своего предприятия копию электронного билета (распечатка на листе формата А-4), к которой прикреплен посадочный талон. Кроме того, если билет был приобретен за «наличку», подтверждать указанные расходы будет кассовый чек.
Готовясь оплатить электронный билет через интернет, потенциальному пассажиру следует удостовериться, что его банковская карта пригодна для такой операции - некоторые российские банки не поддерживают систему безопасности, действующую при электронных расчетах.
Александр Фролов,
Николай Конашенок
Фонтанка.ру